Рестораны: кризис и пандемия

Вопрос: Как изменился ресторанный рынок в городе из-за пандемии: закрылись ли заведения, много ли ресторанов и кафе ушло с рынка?

Ответ: Изменился существенно. Сколько, конкретно, закрылось, можно будет сосчитать после отмены ограничений - они пока (на 23.05.) не отменены.

Вопрос: В марте-апреле эксперты говорили, что после пандемии около 50-60% заведений может закрыться в городе: оправдались ли эти прогнозы?

Ответ: Судя по всему, да, этот прогноз, в общем и целом, подтвердится. Из заведений типа "у мужа есть деньги, жена решила открыть кафе" закроются 90-95% (половина в течение пары месяцев откроется снова с новым составом таких же участников).

Вопрос: Как вы считаете, будет развиваться этот рынок до конца года? Будет ли много открытий, изменятся ли форматы заведений? Произойдет ли трансформация рынка?

Ответ: Будет, как обычно в таких случаях бывает - произойдёт некоторое оживление, освободившиеся площади будут выставлены на открытый рынок (некоторые будут стоять довольно долго из-за природной жадности большинства арендодателей), появятся (уже появились) много предложений о покупке "готового бизнеса" и подержанного оборудования. На смену ушедшим подтянутся новые и "оставшиеся в живых" (из тех, у кого остались деньги, или кто сможет их найти - таких не сказать, чтобы очень много). С "новыми форматами" сложнее, новые форматы из ничего не появляются, для их появления важна, в том числе, например, технологическая составляющая. Будет "универсализация" имеющихся форматов - рестораторы будут "дуть на воду" (что логично) и, по приобретённому в период карантина рефлексу, будут добавлять/развивать доставку, интернет магазин, работу на вынос, добавлять ОКВЭДы для возможной работы в режиме магазина и т.д. Вновь открывающиеся заведения будут открываться с учётом этой тенденции - "и швец, и жнец, и в дуду игрец"

Вопрос: Какие форматы заведений сейчас станут наиболее востребованными на рынке?

Ответ: Универсальные (кафе + на вынос + магазин + доставка) в помещениях 50-120 м2, с минимальными вложениями в основные фонды, с минимальным количеством персонала, с "творческим" отношением к качеству и ассортименту продуктов. Будет страдать качество блюд и сервиса, но всем будет на это, прошу прощения, наплевать.